ПРЕАМБУЛА
ПРЕАМБУЛА
Принципы этического кодекса ОППЛ являются обязательными для всех членов ОППЛ. Принципы этического кодекса ОППЛ разработаны с учётом особенностей законодательства Российской Федерации и солидарны с этическими рекомендациями European Association for Psychotherapy (EAP). Право пересмотра Этического кодекса принадлежит Съезду ОППЛ. Поправки в Этический кодекс ОППЛ разрабатываются Комитетом по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ на основе широкого и отрытого обсуждения и утверждаются на Съезде ОППЛ.
Психотерапевты уважают достоинство индивидуума и выступают в защиту основных прав человека.
Усилия психотерапевтов направлены на постижение людьми самих себя, умножение знаний о человеческом поведении и на использование этих знаний во благо человечества.
Цель работы психотерапевтов — защита благополучия тех, кто прибегает к их услугам, их окружения (если это не идёт вразрез с нуждами клиента) и всех лиц, которые могут быть объектом психотерапии.
Психотерапевты уважают своих коллег, в том числе и по смежным специальностям, и стремятся сделать уважение взаимным.
Учитывая потребности клиента и собственную подготовленность, они стремятся к постоянному обмену информацией с коллегами.
Психотерапевты используют своё мастерство только в целях, не противоречащих этическим ценностям, и не допускают сознательного злоупотребления им.
Требуя независимости исследований и взаимоотношений, психотерапевты принимают на себя ответственность за личную компетентность, объективность в применении навыков и действие в позитивных интересах клиентов, коллег, студентов, испытуемых и общества в целом. Для достижения этих целей психотерапевты следуют этическим принципам в следующих сферах:
Психотерапевты всецело сотрудничают с Комитетом по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ, своевременно и полно отвечая на запросы и требования.
Членство в ОППЛ накладывает обязательство строго следовать этическим принципам. Принятие в реестр Европейского сертификата психотерапии обязывает строго следовать Этическим рекомендациям ЕАР.
Комитет по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ вправе и обязан принимать к рассмотрению жалобы на нарушение этических принципов членами ОППЛ, и жалобы на нарушение их профессиональных прав от членов ОППЛ. К рассмотрению не принимаются жалобы на этические нарушения, имевшие место более одного года назад.
Основополагающий принцип:Оказание психотерапевтических услуг должно проходить на высочайшем профессиональном уровне. Психотерапевты принимают на себя ответственность за возможные последствия своих действий и прилагают все усилия, чтобы гарантировать соответствующее применение своих услуг.
Принцип 1.a: В качестве практиков психотерапевты должны осознавать, насколько велика их ответственность перед обществом за профессиональные действия и рекомендации, способные повлиять на жизнь людей. Затрагивая вопросы личности, социальной, организационной, финансовой или политической ситуации, окружающей среды, они обязаны действовать осторожно и предотвращать поступки, способные привести к злоупотреблению их влиянием.
Принцип 1.b: Психотерапевты должны заранее разъяснить пациентам все трудности, которые могут возникнуть в совместной работе. Они обязаны избегать взаимоотношений, которые могут ограничить объективность или привести к столкновению интересов.
Принцип 1.c: Психотерапевты обязаны стараться предотвратить искажение, злоупотребление или утаивание полученных ими данных тем институтом или учреждением, которое их нанимает.
Принцип 1.d: Как члены ОППЛ, психотерапевты лично ответственны за поддержание высочайших стандартов своей профессии.
Принцип 1.e: Как преподаватели или тренеры, психотерапевты должны сознавать, что их первейшее назначение — помощь другим людям в овладении определенными знаниями и навыками. Они обязаны обеспечивать высокий уровень преподавания путем объективного, подробного и точного предоставления информации.
Принцип 1.f: В качестве исследователей психотерапевты несут ответственность за выбор темы и методов исследования, анализа и формы отчета. Они должны планировать работу так, чтобы свести к минимуму возможность причинения вреда. Посредством обсуждения должны налагаться ограничения на документы, особенно, когда исследование касается социальной политики или его результаты могут быть использованы во вред людям (через специфику возрастных, половых, этнических, экономических или иных социальных групп). При публикации отчетов о работе не могут быть использованы неподтвержденные данные. Психотерапевты обязаны признавать существование альтернативной гипотезы и иного толкования своих выводов. Они могут брать разрешение только на ту работу, которую действительно планируют сделать и должны заранее разъяснить всем заинтересованным лицам и агентствам возможные способы использования результатов исследования. Вмешательство с поправками в эти данные должно быть сведено к минимуму.
Основополагающий принцип:Достижение и поддержание высокого уровня компетентности — обязательство, принимаемое всеми психотерапевтами в интересах общества и профессии в целом. Психотерапевты должны осознавать сферу своей компетенции и ограничения техник. Они могут оказывать только такие услуги и использовать только те техники, которые доступны им в силу опыта и образования. В тех областях, где еще нет общепризнанных стандартов, психотерапевты должны принимать меры предосторожности для защиты благополучия своих клиентов. Они обязаны сохранять и приумножать знания в области здравоохранения, науки и профессиональной деятельности, связанные с оказываемыми услугами.
Принцип 2.a: Психотерапевты должны предоставлять достоверную информацию о своей компетенции, образовании и опыте. В качестве доказательств профессиональной квалификации принимаются только те документы, которые получены от образовательных организаций, имеющих государственную образовательную лицензию или признанных ОППЛ образовательных институтов. Это гарантирует, что квалификация специалиста отвечает минимальным профессиональным стандартам, заложенным ОППЛ, соответствующим критериям ОППЛ и критериям Общеевропейской аккредитующей организации в своей модальности или методе, в случае, если они существуют. Психотерапевты должны уважать другие источники образования и обучения.
Принцип 2.b: Как практики и преподаватели, психотерапевты должны выполнять свои обязанности на основе тщательной подготовки, поддерживая квалификацию и выстраивая взаимоотношения с коллегами и клиентами на высоком этическом уровне.
Принцип 2.c: Психотерапевты должны осознавать необходимость постоянного обучения и личного развития и принимать нововведения и перемены в профессиональной сфере.
Принцип 2.dПсихотерапевты должны признавать существование различий между людьми, которые могут быть связаны с возрастом, полом, социально-экономической и этнической подоплекой или особыми требованиями тех лиц, которые находятся в специфически затруднительном положении. Психотерапевты должны иметь соответствующий опыт, чтобы быть уверенными в своей компетентности в деле оказания помощи различным категориям клиентов.
Принцип 2.e: Психотерапевты ответственны за решения, которые связаны с методиками, основанными на результатах тестов, должны понимать психологические и образовательные аспекты тестовых методик.
Принцип 2.f: Психотерапевты должны признавать, что личные проблемы и конфликты могут влиять на эффективность психотерапии. Они обязаны воздержаться от деятельности, при которой личные трудности могут привести к случайному причинению вреда клиенту, коллеге, студенту или испытуемому. Если психотерапевты вовлечены в работу, которая становится причиной появления личных проблем, они должны воспользоваться компетентной профессиональной поддержкой и супервизией, чтобы определить, как можно приостановить, завершить либо ограничить такую деятельность.
Принцип 2.g: Психотерапевты, входя в новую область профессиональной деятельности, должны гарантировать, что они завершили все обучение и выполнили все профессиональные требования, связанные с этой областью деятельности до того, как начать практиковать, и что их деятельность в этой новой области соответствует высочайшим из возможных стандартов. Они должны удостовериться, что это не ухудшает и не разрушает их текущую деятельность, а также не находится в конфликте с ней.
Принцип 2.h: Психотерапевты признают необходимость регулярного прохождения супервизии и/или получения профессиональной поддержки.
Принцип 2.i: Все психотерапевты, являющиеся индивидуальными членами ОППЛ, обязаны проходить переаккредитацию раз в 5 лет, в том числе по темам этики в психотерапии.
Принцип 2.j: Психотерапевты признают необходимость осведомленности по актуальным проблемам этики. Для этого они обучаются на повышающих квалификацию семинарах по этике, регулярно проходят супервизии и/или получают профессиональную помощь.
Принцип 2.k: Для того, чтобы соответствовать требованиям образовательных стандартов ОППЛ, психотерапевтическое образование психотерапевтов-членов ОППЛ должно включать информацию по значимым этическим проблемам.
ПРИНЦИП 3: МОРАЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Основополагающий принцип:Моральные и законодательные нормы поведения имеют для психотерапевтов такое же значение, как и для остальных людей, за исключением случаев, когда это может воспрепятствовать выполнению ими профессиональных обязанностей или уменьшить доверие общества к психотерапевтам и психотерапии в целом. Проявляя уважение к нормам профессиональной этики, психотерапевты признают приоритет закона и при возникновении конфликта между профессиональной этикой и законом отдают приоритет закону. Психотерапевты должны избегать конфликтов между своими профессиональными интересами и законом.Психотерапевты должны осознавать возможность воздействия их публичного поведения на способность коллег выполнять свои профессиональные обязанности.Действия психотерапевтов не должны наносить репутационный ущерб ОППЛ.
Принцип 3.a: Будучи профессионалами, психотерапевты должны действовать в соответствии с законодательством РФ и Этическим кодексом ОППЛ. В ситуации наличия конфликта или разногласий между ведомственными требованиями, требованиями работодателя и Этическим кодексом ОППЛ, психотерапевты должны сообщить о своей приверженности Этическому кодексу и стандартам ОППЛ. В такой ситуации они должны проинформировать Комитет по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ о наличии разногласий. Как профессионалы, психотерапевты заинтересованы в развитии таких законов, подзаконных актов и постановлений, которые наилучшим образом служат общественным интересам.
Принцип 3.b: В качестве работодателей или служащих психотерапевты не должны вовлекаться в любую негуманную, незаконную и несправедливую деятельность или способствовать таковой. Эта деятельность включает в себя, но не ограничивается тем, что основывается на обсуждении расы, физических и умственных недостатков, возраста, происхождения, половых предпочтений, религии и национальности при приеме на работу, продвижении по службе или на тренингах.
Принцип 3.c: В своих профессиональных действиях психотерапевты должны избегать злоупотреблений и нарушений, касающихся юридических и гражданских прав клиентов.
Принцип 3.d: В качестве практиков, учителей, тренеров и исследователей психотерапевты должны осознавать, что их личные предпочтения могут влиять на отношения между людьми, на использование техник, на выбор методов и представление материалов исследований. Обращаясь к темам, которые могут оскорбить коллегу, они обязаны осознавать и уважать различные позиции и личное восприятие, которые клиенты, студенты или тренеры могут иметь в таких ситуациях.
Основополагающий принцип: Первейшая обязанность психотерапевтов — соблюдать конфиденциальность в процессе работы. Они могут передавать профессиональную информацию другим лицам только с согласия клиента или его официального представителя (за исключением особых случаев, когда утаивание этой информации может нанести вред клиенту или другим людям). Психотерапевты обязаны известить клиента о юридических ограничениях конфиденциальности. Согласие клиента на передачу личной информации другим лицам должно быть письменно подтверждено.
Принцип 4.a: Информация, полученная психотерапевтами в результате профессиональной деятельности, не может быть использована иначе как для достижения целей психотерапии. При необходимости вынесения клиентского случая на супервизию психотерапевты стремятся к максимально возможному обезличиванию информации. Все усилия психотерапевтов должны быть направлены на предотвращение посягательств на личную жизнь.
Принцип 4.b: Психотерапевты, сообщающие личную информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности в письменных работах, лекциях или на открытых собраниях, должны либо получить соответствующее предварительное согласие, либо в достаточной мере изменить всю информацию, которая может служить идентификации клиента. В случае, когда демонстрируются видеоматериалы, согласие клиента должно быть письменным.
Принцип 4.c: Психотерапевты должны принимать меры для поддержания конфиденциальности при хранении и передаче клиентских материалов. Длительность хранения материалов регламентируется законодательством РФ и условиями «Согласия на обработку персональных данных», но не менее 5 лет.
Принцип 4.d: В работе с несовершеннолетними или иными лицами, неспособными дать добровольное объективное согласие, психотерапевты обязаны принять особые меры для защиты интересов таких лиц и соответствующим образом консультировать всех людей, вовлеченных в данную ситуацию.
ПРИНЦИП 5: БЛАГОПОЛУЧЕНИЕ КЛИЕНТА
Основополагающий принцип: Психотерапевты должны уважать психологическую целостность и оберегать благополучие людей и групп, с которыми они работают. В случае конфликта между клиентами и работодателем психотерапевта, психотерапевты обязаны пояснять сущность своих прав и обязанностей всем сторонам. Психотерапевты должны подробно информировать клиентов о целях и сущности любой оценочной, терапевтической, образовательной и тренерской работы, и открыто признать, что клиенты, студенты, тренеры или испытуемые имеют свободу выбора отношения к своему участию в ней. Принуждение людей прибегать к услугам психотерапевта или продолжать ими пользоваться считается неэтичным.
Принцип 5.a: Психотерапевты стремятся к «прозрачным», открытым, честным отношениям с клиентами. Они обязаны иметь представление о своих личных потребностях и о потенциальном влиянии своей позиции на тех людей, с которыми они взаимодействуют: клиентов, студентов, тренируемых и подчиненных. Они обязаны избегать злоупотребления доверием и зависимостью этих людей. Психотерапевты должны приложить все усилия для избегания двойственных отношений, которые могут навредить их профессиональному суждению или увеличить риск злоупотребления. Примеры таких двойственных отношений включают в себя профессиональное лечение или исследование с участием персонала, студентов, супервизоров, близких друзей, родственников, но не ограничиваются ими. Сексуальные связи с любыми клиентами, студентами, испытуемыми считаются неэтичными.
Принцип 5.b: Чтобы сохранить наилучшие профессиональные отношения и полное взаимопонимание со своими клиентами, студентами, тренерами, испытуемыми психотерапевты соответствующим образом должны выстроить структуру финансовых взаимоотношений. Они не могут предлагать и получать вознаграждение за привлечение клиентов. Часть своего внимания психотерапевты обязаны уделять тем людям, от которых материальный возврат возможно получить в небольшом количестве либо не получить совсем.
Принцип 5.c: Когда психотерапевты соглашаются оказать услуги клиенту по просьбе третьей стороны, они должны использовать возможность пояснить природу этих взаимоотношений всем заинтересованным сторонам.
Принцип 5.d: В случае, если требования организации принуждают психотерапевтов преступить эти или другие этические принципы, они должны выяснять сущность расхождений между требованиями и этическими принципами и сообщить всем сторонам, вовлеченным в конфликт, о своих профессиональных этических обязательствах и предпринять соответствующие меры.
Принцип 5.e: Психотерапевты должны прекратить терапевтические или консультационные взаимоотношения сразу, когда становится ясно, что они не приносят пользы клиенту, или по требованию клиента и предложить ему помощь в определении альтернативного источника поддержки.
ПРИНЦИП 6: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Основополагающий принцип: Психотерапевты должны с уважением относиться к требованиям, правам и обязанностям своих коллег по психотерапии, психологии, медицине и иным профессиям. Они обязаны уважать приоритеты и обязательства институтов или организаций, к которым они или их коллеги имеют отношение.
Принцип 6.a: Психотерапевты должны признавать сферу компетенции смежных профессий, в полном объеме привлекать профессиональные, технические и административные ресурсы, которые служат интересам клиентов. Отсутствие формальных взаимоотношений с другими специалистами не освобождает психотерапевта от ответственности за получение их клиентами наилучших из возможных профессиональных услуг, или от обязанности проявлять предусмотрительность, порядочность и такт для получения необходимой дополнительной или альтернативной поддержки.
Принцип 6.b: Психотерапевты должны знать и принимать во внимание традиции и опыт других профессиональных сообществ, с которыми они работают, и тесно сотрудничать с ними. Если клиент одновременно получает подобные услуги от другого специалиста, психотерапевты обязаны согласовать профессиональные отношения и действовать, учитывая особенности случая и благополучие клиента. Психотерапевты должны обсудить эти особенности с клиентом, чтобы снизить риск возникновения конфликта или непонимания, и стремиться поддержать открытые и честные взаимоотношения с остальными специалистами.
Принцип 6.c: Психотерапевты, нанимающие сотрудников на работу или проводящие супервизии других специалистов в образовательной деятельности, принимают на себя обязательства содействовать дальнейшему профессиональному росту этих людей и обеспечивать подтверждение их компетенции. Они должны создать условия для работы, провести своевременную оценку, дать действенные советы и предоставить специалистам возможности для совершенствования профессиональных навыков.
Принцип 6.d: Психотерапевты не могут использовать в своих интересах профессиональные отношения с клиентами, супервизорами, студентами, персоналом или испытуемыми. Психотерапевты не поощряют сексуальные домогательства и не склоняют к сексуальным контактам. Под сексуальными домогательствами понимаются принудительные или повторяющиеся комментарии, жесты или физические контакты сексуального характера, которые нежелательны для того, на кого направлены.
Принцип 6.e: Узнав о любом этическом нарушении, совершенном другими специалистами, психотерапевты (если это представляется приемлемым) должны постараться неформально разрешить этот вопрос, предупредив коллегу о неподобающем поведении. Если проступок по природе незначителен и/или может быть следствием недостаточной внимательности, знаний или опыта, подобное неформальное решение наиболее приемлемо. Неформальные коррекционные действия предпринимаются с пониманием права на конфиденциальность. Если нарушения не могут быть устранены неформально, или они более серьезны, психотерапевты обязаны сообщить о них в Комитет по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ.
Принцип 6.f: Разрешение на публикацию дается лицам, сделавшим профессиональный вклад в исследование. Если профессиональный вклад внесли несколько человек, признается коллективное авторство. Незначительный профессиональный вклад и расширенная или сходная непрофессиональная помощь может быть отмечена в примечании или во вступительной статье. Признание путем особых упоминаний может быть сделано как в устном, так и опубликованном материале. Психотерапевты, компилирующие или редактирующие работы других специалистов, публикуют их под именем основной группы и могут обозначить себя в качестве составителя или редактора. Все вложения должны быть признаны и упомянуты.
Принцип 6.g: При исследованиях в институтах или организациях психотерапевты обязаны предоставить необходимое разрешение на проведение подобных исследований. Они должны осознавать свои обязательства по отношению к участникам исследований и гарантировать, что наибольшее число институтов получит адекватную информацию об исследовании и подтверждение своего вклада в работу.
ПРИНЦИП 7: ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
Основополагающий принцип: Публичные выступления, объявления об услугах, реклама и промоутерская деятельность психотерапевтов служат общественности основанием для суждений и выбора. Профессиональная квалификация, принадлежность и функции как психотерапевтов, так и организаций, к которым они или их заявления могут иметь отношение, должны быть представлены точно и объективно. Психотерапевты несут персональную ответственность за публичные выступления и действия, наносящие ущерб репутации ОППЛ и психотерапии в целом.
Принцип 7.a: Сообщая о профессиональных услугах или рекламируя их, для описания услуг, психотерапевты могут упомянуть следующую информацию: имя, ученая степень, знание иностранных языков, тренерский сертификат (полученный в соответствующей организации, номер и дату его получения), государственные награды, награды ОППЛ, ЕАР и других, сотрудничающих с ОППЛ национальных и международных организаций, членство в психотерапевтической организации и структурах, имеющих отношение к профессии, адрес, номер телефона, часы работы, краткое объяснение сущности предлагаемых услуг, информация об оплате, принципы работы (по страховке или оплате третьей стороной), иностранных языках, на которых работает психотерапевт. Дополнительная информация может быть упомянута, если не противоречит иным положения Этического кодекса ОППЛ.
Принцип 7.b: В объявлениях или рекламе психотерапевтических услуг психотерапевт не должен декларировать свою принадлежность к какой-либо организации в такой манере, которая ошибочно предполагает спонсорство или сертификацию этой организацией. В особенности, психотерапевты не могут декларировать свою принадлежность к международной или национальной организации, институту или ассоциации таким образом, что это предполагает некий статус, обеспечивающий особую профессиональную компетентность или квалификацию. Публичные выступления включают в себя периодические публикации, книги, справочники, фильмы, размещение информации в Интернете, на телевидении и радио, но не ограничиваются этим. Они не должны содержать в себе или походить на:
а) ложь, мошенничество, заблуждения, обманчивые или несправедливые утверждения;
б) неверное толкование фактов или утверждений, могущее обмануть или ввести в заблуждение, т.к. в контексте это производит впечатление пристрастности в выборе фактов;
в) свидетельства клиентов, рекламирующих качество психотерапевтических услуг или продукции;
г) утверждения, намеренно создающие ложные или ничем не оправданные ожидания благоприятного исхода;
д) утверждения, предполагающие необычные, уникальные способности;
е) заявления посредством обращения к страхам клиента, беспокойствам, или чувству, испытываемому вследствие неудачи, призывающие воспользоваться услугами психотерапевтов;
ж) заявления, содержащие некорректную сравнительную характеристику предлагаемых услуг;
з) заявления, содержащие непосредственную личную просьбу клиента.
Принцип 7.c: Психотерапевты не имеют права заранее вознаграждать или компенсировать расходы представителей прессы, радио, телевидения или иных коммуникационных средств за упоминание в информационных программах. Выступления по радио или на телевидении выходят в эфир с согласия психотерапевта.
Принцип 7.d: Объявления и реклама «групп личностного роста», групповых сессий (с особой тематикой) специального интереса, курсов, клиник, тренингов и агентств делаются с конкретной целью и понятным описанием получаемых знаний или опыта. Образование, опыт и программа обучения членов группы определяется заранее. Перед началом совместной работы следует заключить четкое соглашение об оплате и условиях контракта.
Принцип 7.e: Психотерапевты, участвующие в развитии и распространении психотерапевтических методов, книг и другой продукции, должны прилагать необходимые усилия, чтобы представить объявления и рекламу приемлемым с профессиональной и научной точки зрения способом, в этичной и достоверной манере.
Принцип 7.f: Психотерапевты не могут участвовать с целью получения личной прибыли в коммерческих объявлениях и рекламе, рекомендующих покупать или использовать эксклюзивную продукцию или услуги, когда это участие определяется исключительно их профессиональным статусом.
Принцип 7.g: Психотерапевты должны представлять науку и искусство психотерапии и предлагать свои услуги, продукцию и публикации корректно и открыто, избегая неправильного толкования через сенсационность, преувеличение, поверхностность. Психотерапевты обязаны руководствоваться главной задачей — помочь общественности создать объективное суждение, мнение и сделать осознанный выбор.
Принцип 7.h: В качестве преподавателей психотерапевты гарантируют, что их заявления в каталогах и описаниях курсов соответствуют истине (особенно, если это касается рассматриваемого вопроса) и базируются на личном опыте. Объявления, брошюры или реклама, описывающая «круглые столы», семинары, иные образовательные программы, должна точно обозначать аудиторию, на которую направлена программа, в том числе и требования к образовательному цензу, образовательные цели и сущность изучаемых материалов. Также эти объявления должны точно представлять образование, опыт и тренинг специалистов, ведущих программы, и стоимость этих программ, включая спонсорские вклады.
Принцип 7.i: Публичные выступления или реклама, предлагающие клинические или иные профессиональные услуги как стимул для привлечения участников исследований, должны прояснять сущность услуг, их стоимость и обязанности, налагаемые на участников исследований.
Принцип 7.j: Психотерапевты принимают на себя обязанность корректировать действия тех лиц, которые представляют психотерапевтическую профессиональную ассоциацию продукцией, услугами или способами, не соответствующими ее руководящим принципам.
Принцип 7.k: Индивидуальные диагностические и терапевтические услуги обеспечиваются только в контексте профессиональных психотерапевтических взаимоотношений. Когда профессиональный совет дается посредством публичных лекций или демонстраций, газетных или журнальных статей, радио — или телевизионных программ, почтой или иными способами, психотерапевт должен основываться на самых современных данных и стремиться к высочайшим стандартам профессионального суждения.
Принцип 7.l: Продукция, описываемая или представляемая посредством публичных лекций или выступлений, газетных или журнальных статей, радио — или телевизионных программ, почтой или иными подобными средствами, должна отвечать тем же признанным стандартам, которые существуют для продукции, используемой в контексте профессиональных взаимоотношений.
Основополагающий принцип:При разработке, публикации и использовании психотерапевтических или психологических методов оценки психотерапевты должны исходить из интересов клиента и его благополучия. Они обязаны принимать меры против неправильного толкования результатов оценки, уважать право клиента знать результаты, интерпретации, основания для заключений и рекомендаций. Психотерапевты должны прилагать все усилия для обеспечения безопасности тестирования и других методов оценки в пределах официальных предписаний, принимать меры для обеспечения правильного использования результатов оценки другими специалистами.
Принцип 8.a: Используя методы оценки, психотерапевты должны уважать право клиента быть полностью осведомленным о сущности и целях методов на том языке, который ему понятен, если исключения из этого правила не были согласованы заранее. Если объяснения проводятся другими лицами, психотерапевты устанавливают процедуру обеспечения правильности этих объяснений.
Принцип 8.b: Психотерапевты, занимающиеся разработкой и стандартизацией психологических тестов и других методов оценки, используют научные процедуры, установленные ОППЛ, ЕАР, а также стандарты организаций, в которых они работают.
Принцип 8.c: В отчетах о результатах оценки психотерапевты должны отмечать любые оговорки относительно законности и надежности обстоятельств оценки из-за случаев несоответствия норм тестируемому лицу. Психотерапевты обязаны обеспечить все меры по защите результатов оценки от злоупотребления другими лицами.
Принцип 8.d: Психотерапевты должны осознавать, что результаты тестирования могут устаревать и не представлять собой законченной картины, и прилагать все усилия, чтобы избежать злоупотребления устаревшими данными или неполными оценками.
Приницп 8.e: Психотерапевты, предлагающие услуги интерпретации, должны быть готовы предоставить необходимые доказательства достоверности программ и процедур, использованных в интерпретации. Публичное предоставление услуг по интерпретации считается консультацией одного профессионала другим. Решение о публичной интерпретации принимается на внутрипрофессиональном совещании. Психотерапевты обязаны предпринять все меры для избегания злоупотребления отчетами.
Принцип 8.f: Психотерапевты не должны поощрять лиц, не имеющих необходимого образования в области диагностики, обучения или супервизии, или иных неквалифицированных лиц, использовать психотерапевтические и психологические методы оценки.
ПРИНЦИП 9: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основополагающий принцип: Решение о проведении исследования должно основываться на взвешенном суждении отдельного психотерапевта о том, как наилучшим образом внести вклад в науку и благополучие общества. Приняв решение провести исследование, психотерапевт должен рассмотреть альтернативные направления, на которые могли бы быть направлены энергия и ресурсы исследования. На основе этого анализа психотерапевт должен приступить к исследованию с уважением к людям, участвующим в исследовании, и заботой об их достоинстве и благополучии. Он должен следовать положениям и профессиональным стандартам, регулирующим проведение исследований, в которых испытуемыми являются люди.
Принцип 9.a: При планировании обучения психотерапевты-исследователи берут на себя ответственность за то, насколько этически оно приемлемо. Учитывая, что определение научных и гуманистических ценностей предполагает компромисс всех принципов, психотерапевты-исследователи берут на себя обязательства следовать Этическому кодексу ОППЛ и соблюдать все возможные меры защиты прав участников.
Принцип 9.b: Выяснение условий, в которых участник запланированного исследования может стать «объектом риска» или «объектом минимального риска» согласно признанным стандартам, — первейшая этическая задача психотерапевтов-исследователей.
Принцип 9.c: Психотерапевты-исследователи должны помнить об обязанности соблюдать этичность в своей работе. Они также ответственны за этичное отношение к участникам исследований своих сотрудников, ассистентов, студентов и работников, т.е. всех, кто несет подобные обязательства.
Принцип 9.d: Исключая исследования с минимальным риском, психотерапевты-исследователи должны устанавливать понятные и справедливые соглашения с участниками исследований, которые определяют обязанности и сферу ответственности каждого из них. Психотерапевты-исследователи несут ответственность за выполнение всех обещаний и соглашений этой договоренности. Они обязаны известить участников обо всех аспектах работы, которые могут повлиять на них, и объяснить другие аспекты экспериментов, в которых участники будут задействованы. Невозможность подробного предварительного объяснения и получения согласия на его основе требуют от психотерапевта-исследователя введения дополнительных мер защиты благополучия и достоинства участников исследований. Исследования с привлечением детей или лиц с нарушениями, ограничивающими понимание и/или общение, требуют особых защитных процедур.
Принцип 9.e: В методологических исследованиях могут использоваться обман или утаивание. Перед проведением подобной работы исследователь осознает ответственность за:
а) определение того, насколько использование подобных приемов оправдано предполагаемой научной и образовательной значимостью исследования;
б) определение существования альтернативных методов, помогающих избежать сокрытия и обмана;
в) гарантию того, что участниками исследований будут получены соответствующие объяснения так скоро, как это возможно.
Комитет по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ рекомендует методы обмана и утаивания не использовать вообще.
Принцип 9.f: Психотерапевты-исследователи должны уважать свободу выбора человека отказаться от участия в исследовании вообще или на время. Обязательство оберегать эту свободу требует тщательного анализа в случаях, когда психотерапевты-исследователи находятся в позиции власти по отношению к участнику. Подобная позиция включает в себя ситуации, в которых участие в исследованиях является частью занятия, или в которых принимают участие студенты, клиенты или сотрудники исследователя, но не ограничиваются ими. Права личности преобладают над необходимостью закончить исследование.
Принцип 9.g: Психотерапевты-исследователи должны оберегать участников исследования от физического и духовного дискомфорта, вреда и опасности, которые могут быть его результатом. Психотерапевты-исследователи обязаны информировать участников исследований о существовании риска в данных обстоятельствах. Процедуры, которые могут серьезно или надолго повредить пациенту, не используются, если только отказ от них не повлечет еще большего вреда или если исследования имеют огромные потенциальные выгоды, а каждый участник полностью проинформирован и от него получено согласие. Участник исследований имеет право получить от психотерапевта-исследователя полную информацию о том, в течение какого времени предстоящее исследование может повлечь за собой стресс, вред или возникновение беспокойства. Согласие, полученное от пациента, не ограничивает его законных прав и не снимает с психотерапевта-исследователя законной ответственности.
Принцип 9.h: После сбора данных психотерапевты-исследователи обеспечивают участников исследования информацией о сущности исследования, стараясь исключить неверные толкования. В случаях оправданной отсрочки или отказа в предоставлении такой информации психотерапевты-исследователи несут особую ответственность за проведение исследований и отсутствие вредных последствий для участника.
Принцип 9.i: В случае, если исследования имели нежелательные последствия для конкретного участника, психотерапевты-исследователи ответственны за обнаружение и устранение или исправление этих последствий, включая долгосрочные эффекты.
Принцип 9.j: Информация об участниках, полученная в процессе исследования, — конфиденциальна, если не существует иных соглашений, оговоренных заранее. Если есть вероятность доступа к этой информации других лиц, эта вероятность наряду с мерами защиты конфиденциальности объясняется участнику как часть процедуры для информированного согласия.
ПРИНЦИП 10: ПСИХОТЕРАПИЯ ОНЛАЙН
Основополагающий принцип: Дистанционный сеанс психотерапии отличается от очной психотерапии. При этом дистанционный сеанс психотерапии имеет мало общего с обычным телефонным разговором или онлайн встречей в мессенджере. Психотерапевты, использующие данную возможность работы, стремятся помочь клиенту получить максимальную пользу от дистанционных сессий. Проведение психотерапии дистанционно не может снижать требования к уровню психотерапевтической работы.
Принцип 10.a: «Онлайн-психотерапия» обычно подразумевает один из четырех форматов: общение по телефону, видеоконференцию, структурированную терапию по электронной почте и общение в текстовых чатах.Психотерапевты, работающие дистанционно, осознают, что не могут гарантировать клиентам такой же высокий уровень конфиденциальности и безопасности, что и при очной психотерапии. Они берут на себя ответственность проинформировать клиента о возможной утечке личной информации из-за конструктивных особенностей интернет-платформ, использующихся при «онлайн-психотерапии», и обязуются приложить максимально возможные усилия для обеспечения приватности психотерапии.
Принцип 10.b: Психотерапевты, работающие дистанционно, гарантируют, что обладают достаточными навыками проведения «онлайн-психотерапии», понимают ее особенности и проводят с клиентами дополнительный инструктаж о необходимости формирования «герметичного» пространства и обязательном наличии необходимых технических средств у клиента, а также тренинг с целью адаптации клиентов к такой возможности получения психотерапевтической помощи.
Принцип 10.c: Психотерапевты с уважением относятся к праву клиента выбирать очный или онлайн вариант психотерапии. Возможность «онлайн-психотерапии» оговаривается с клиентом до начала психотерапии.
Принцип 10.d: Осознавая технические риски «онлайн-психотерапии», психотерапевты оговаривают с клиентом распределение ответственности за снижение качества психотерапии, вызванное техническим сбоем, — все риски берет на себя либо психотерапевт, либо клиент, либо оба в равной степени.